+7 499 404 09 04
Трезвый Водитель в App Store Трезвый Водитель в Play Store

Наше мобильное приложение

Контакты

27-Октября-2016

Советы водителю: идентификация вашей личности за рулём

идентификация за релем

Все слышали про азбуку Морзе - простой код, представляющий каждую букву алфавита или цифру в виде комбинации точек и тире. Когда Морзе широко использовался - было много высококвалифицированных операторов, быстро передающих сообщения, и хотя каждый выстукивал их по одной и той же системе чередования точек и тире, они делали это совсем не одинаково.

Едва уловимая задержка между символами, буквами или словами, длина точки или тире - всё это образовывало неповторимый "почерк" каждого оператора, различимый только тренированным ухом. Таким образом тот, кто принимал сообщения, мог на слух определить, какой оператор передаёт послание.

Точно так же, если бы вы попросили двух шеф - поваров приготовить одинаковое блюдо достаточное количество раз, вы бы вскоре заметили незначительные вариации, уникальные для каждого повара, по которым даже с закрытыми глазами с легкостью определили бы "автора". Эта уникальность, собственно, и позволяет работать великому множеству одинаковых на первый взгляд закусочных.

Походка, разговор, поведение за столом и даже способ использования компьютерной клавиатуры - буквально всё является своеобразным для каждого человека. Поэтому не слишком удивительно, что то, как мы водим автомобиль, также является уникальным для каждого из нас, и это предоставляет возможность идентификации конкретного водителя с очень высокой степенью достоверности, основываясь только на том, как он ведёт себя за рулём. Команды автогонщиков всегда знают это: например, они в состоянии определить, какие из их водителей проехали круг, лишь взглянув на тестовые данные - и это также объясняет, почему две одинаковых гоночных машины бывают настроены по-разному для одного и того же водителя. Теперь исследователи в университете Вашингтона выявили и подтвердили серией тестов критерии определения особенностей вождения у обычных водителей.

Научные сотрудники отобрали 15 человек - 8 мужчин и 7 женщин - в возрасте от 24 до 47 лет и провели испытания, дав им задание проехать на одном и том же автомобиле по кольцевому замкнутому контуру и по открытому шоссе протяженностью 80 км. Время суток, погодные условия и даже музыка были совершенно одинаковыми, а всем водителям было позволено ознакомиться с автомобилем до начала испытаний.

Пока они ехали, автомобиль собирал данные от 16 датчиков, установленных на различные агрегаты и системы, дающих информацию о тормозах, рулевом управлении, акселераторе, переключении передач, оборотах двигателя, скорости и маневрах. Учитывалось не только то, какие действия совершали водители, но и каким образом они это делали. Эта информация была собрана через OBD - порт, теперь уже стандартный интерфейс на многих автомобилях, позволяющий с легкостью проводить сбор диагностических данных.

Результаты были ошеломляющими. По словам ученых, путем простого анализа данных оказалось возможным определить со 100% уверенностью, кто из водителей находится за рулем. На самом деле использование одной только педали тормоза уже было достаточным для полной идентификации водителей после всего маршрута, а после всего лишь 15 минут вождения по данным, снятым с педали тормоза, вероятность определения пилота составляла 87%.

Данные удивительно точны, при этом стоит отметить, что контролировались только основные средства управления автомобилем. Если учитывать вспомогательные элементы управления, такие как угол поворота рулевого колеса, регулировка сиденья или зеркала, использование систем отопления / охлаждения, предпочтительной музыки, громкости и прочие мелочи, тогда скорость идентификации будет еще быстрее. Даже способ эксплуатации автомобиля может быть показательным фактором: например, в большинстве автомобилей есть два способа изменить громкость музыки, а также несколько способов отображения какой-либо информации на экране. Процедура предварительного старта тоже будет уникальной: вы пристегиваетесь ремнем безопасности, а затем начинаете движение, или наоборот; трогаете ли перед стартом зеркало, открываете ли бардачок или багажник, стучите ли по колесам, как сильно вы тянете стояночный тормоз... Потенциальных способов идентификации личности - тысячи.

По тесту есть несколько интересных моментов. Во-первых, контрольная группа из 15 человек крайне мала, к тому же ученые были осторожны, выбирая разный пол и возраст. Это потому, что они не ожидали получить в итоге настолько большую разницу даже с совершенно различными типами водителей. Помимо увеличения группы для следующих испытаний будут выбираться как можно более близкие подопытные - например, одни мужчины в возрасте от 20 до 25 лет с приблизительно одинаковыми уровнями опыта или одни женщины 40-50 лет. Различия в этих группах должны быть не столь заметны, что позволит лучше тестировать алгоритмы, используемые для идентификации водителей.

Тем не менее даже при небольшой выборке из 15 человек результаты показывают, что наш личный метод вождения - это уникальный "почерк", который может быть использован для выявления лиц. Давайте разберемся, для чего вообще это нужно. Каковы последствия, если водитель будет идентифицирован по технике вождения? Или если станет известно, что за рулем автомобиля не конкретный пилот, а совсем другой человек?

Исследователи изучили несколько возможностей. Одной из них является так называемый полицейский контроль, когда запрещенные водители будут идентифицированы, и автомобили просто откажутся работать, как только определят, что ими управляет личность из "черного списка". Или если вы одолжите автомобиль другу - вы сможете увидеть, кто кроме этого друга был за рулем. То же самое для прокатных компаний - они смогут видеть не только, где их автомобиль, но и определить, сколько трезвых водителей управляли им, и кто конкретно эти водители.

Другой областью применения данных является моделирование поведения с низким уровнем риска, и страховые услуги будут оказываться лишь тем водителям, которые соответствуют такому уровню. Или, к примеру, предотвращение трагедий: пилотов с высоким уровнем риска, обнаруженных по предварительным данным, можно будет остановить еще до аварии. Всё это, безусловно, лишь модель, но методика будет становиться все более распространенной в течение ближайшего времени.

Жуткая реальность заключается в том, что каждый получит в общей базе данных свое смоделированное поведение за рулем, и автомобили будут сигнализировать "куда надо", сообщая в режиме реального времени, кто и что с ними делает. С одной стороны это хорошо: чтобы поймать преступника, полиции не придется часами сидеть в засаде - нужно будет только подождать, пока он или она не сядет за руль машины, и система тут же услужливо сообщит, где найти их уголовника. Но с другой... Подумайте только, что станет с нашим обществом при такой тотальной системе контроля. Да, возможно, мы станем законопослушнее и скромнее, но однозначно со временем утратим и личную свободу, и индивидуальность, которая, собственно, и определяет ценность человека. А планируемое объединение подобных баз данных с соцсетями типа Facebook, Twitter, Apple, банковской системой, медицинскими учреждениями, адвокатскими конторами и всем остальным, думается, даёт нам право уверенно говорить, что конфиденциальность в ближайшем будущем станет предметом роскоши, доступным лишь для избранных. Простым же смертным придется пересесть на гужевой транспорт: лошадь, по крайней мере, не "настучит" о ваших передвижениях ревнивой жене или начальству.

Существует ли возможность подделать свой водительский "почерк"? На первый взгляд - проще некуда, но на самом деле это очень трудно сделать. Опять же, мы должны будем учитывать сложные функции распознавания образцов для голоса, почерка, отпечатков пальцев и тому подобного, которые могут обнаружить попытки обмануть систему.

В целом возможности представляются захватывающими, но и пугающими - тем более, что мы не можем предвидеть все последствия и побочные эффекты. Тем не менее, технический прогресс не собирается останавливаться в ближайшее время, а сбор данных уже ведется полным ходом.